2003: Ромек Е.А. Психотерапия как разрешение кризиса психиатрии начала ХХ в.

Психотерапия// Психодрама, социометрия и прикладная психология. Материалы Второй международной научно-практической и учебной конференции (Морено-Фестиваль 2002). - Ростов н/Д: "Фолиант", 2003, с. 70-73

1. Теоретическим основанием кризиса психиатрии начала ХХ в., в результате которого психотерапия обособилась в самостоятельную сферу научной и практической деятельности, является картезианская проблема. Психофизический дуализм предопределил раскол единой дисциплины на объективную («позитивистскую») и субъективную («феноменологическую») «половинки». Феноменологическая психиатрия представляет собой  не преодоление позитивистской психиатрии, а ее «свое-другое», противоположность. Преодоление  кризиса психиатрии невозможно  без разрешения психофизической проблемы.

2. Психофизический дуализм клинической психиатрии, или убеждение в том, что поведение нормальных людей определяется социальными законами, а душевнобольных - биологическими,  теоретически обосновывает двойной стандарт в области права, а именно, - противоречие психиатрических законодательств демократических стран их Конституциям, Всеобщей декларации прав человека. Нарушение гражданских и человеческих прав психиатрических пациентов допускается в законном порядке потому, что отказывая им в свободе воли, их фактически перестают рассматривать в качестве полноценных и полноправных людей.

3. Междисциплинарная дискуссия по проблеме нормы-патологии середины ХХ столетия, в которой приняли участие представители ведущих направлений общественно-гуманитарного знания (экзистенциально-персоналистской философии, гуманистической психологии, психоанализа, культурной и социальной антропологии, структурализма) выявила абстрактность психиатрических норм по отношению как к целостности человеческой личности, так и к целостности общества.

4. Нормативный подход, нозологические концепции и теоретические постулаты позитивистской психиатрии уходят корнями в социально-исторический опыт утверждения буржуазных отношений в Европе. Институт клинической психиатрии был вызван к жизни потребностью в изоляции людей, отбрасывавшихся капиталистическим развитием ad marginem, представлявших для него потенциальную угрозу, и вместе с тем не подлежавших суду в силу презумпции невиновности. Противоречие между социальной «природой» безумия и его биологическим истолкованием и получило выражение в психофизическом  дуализме психиатрической теории.

5. Философия франкфуртской школы и  «генеалогия власти» М. Фуко, которым принадлежала лидирующая роль в деле критики пенитенциарной функции института клинической психиатрии, не выработали способа разрешения лежащего в основании этого института противоречия. Обе они  представляют собой мифологические конструкции и поэтому не предусматривают практического решения каких бы то ни было социальных проблем, включая проблему психических расстройств.

6. Руководствующееся идеологией «новых левых», «генеалогией власти» и философией постмодернизма «либеральное» направление антипсихиатрии отрицает само существование психических расстройств, сводя их к политико-идеологическому конфликту между общепринятым и  маргинальными образами жизни. Практическое следствие этой теоретической установки состоит в том, что под лозунгом толерантности и мультикультурности «либеральный проект» предлагает устранение общества от решения проблем психиатрических пациентов.

7. Базирующееся на философии экзистенциализма «феноменологическое» направление антипсихиатрии противопоставляет психическое расстройство в качестве своеобразного и целостного способа человеческого существования (Dasein) социальному «массовому порядку» и усматривает цель психотерапии как альтернативы позитивистской психиатрии в его аутентичном понимании. Практическим выражением этой программы становится «духовная изоляция» психиатрических пациентов в пространстве их внутреннего мира, отчуждающая их от общества не в меньшей степени, чем недобровольная госпитализация в стенах психиатрических больниц.

8. Психофизическая проблема, обусловившая кризис психиатрии в начале ХХ в. была разрешена немецкой классической философией и марксизмом, доказавшими, что развитие отдельного человека определяется системой общественных отношений, выработанных человечеством в ходе истории. Эта система формирует как психику индивида, так и его телесность, связывая их в целостность человеческого существования. Немецкая диалектика доказала, что личность может и должна быть предметом научного и целостного анализа одновременно, и разработала метод, адекватный этой задаче.

9. Теоретико-методологическая программа исследования личности немецкой диалектики была реализована Л. С. Выготским, экспериментально доказавшим, что отдельные высшие психические способности человека и его психологические системы образуются в результате опосредованного общением с другими людьми освоения всеобщих форм социального взаимодействия. Л. С. Выготский теоретически опроверг исходную гипотезу клинической психиатрии и разработал адекватную предмету психотерапии систему базисных идеализаций.

10. В свете культурно-исторической теории развития психики «душевное расстройство» представляет собой результат патогенной или неудачной перестройки психологической системы при столкновении человека с объективными трудностями, препятствующими его социальному взаимодействию с другими людьми. Объективная цель компенсаторных процессов и имманентный «смысл» того или иного психического расстройства определяется необходимостью разрешения возникающих в результате такого столкновения психологических противоречий, которые являются интериоризованными противоречиями между людьми.

11. Задача психотерапии заключается в том, чтобы посредством реконструкции компенсаторных путей образования того или иного психического расстройства выявить породившее его психологическое противоречие и помочь человеку выработать такой способ его разрешения, который ведет к восстановлению его связей другими людьми и развитию его личности. Социальная потребность в психотерапии предполагает индивидуализированного субъекта, автономность которого является общественно значимой ценностью, и возникает в результате утверждения капитализма.

12. Осуществление психотерапевтической деятельности основывается на познании всеобщих законов культурного развития человека, специфических закономерностей патогенной компенсации и использовании вспомогательных психологических орудий. Психотерапия превращает выработанные в ходе истории средства управления людьми в орудия саморегуляции их поведения, т.е. подчиняет эти средства цели обретения свободы отдельным человеком – в этом и состоит социальная функция, которая многообразными способами реализуется различными направлениями психотерапии.

13. Реальные предпосылки социального института психотерапии сложились за пределами медицины в рамках целительской практики магнетизеров и гипнотизеров в конце XVIII-XIX вв. Месмер и его последователи впервые целенаправленно использовали в терапевтических целях искусственное психологическое орудие – внушение.

14. Исходной формой психотерапии является психоанализ. Фрейд и его сподвижники не только поняли психические расстройства как результат патогенной социально-психологической компенсации, разработали метод и вспомогательные средства, позволяющие разрешать лежащие в их основе конфликты, но и создали на фундаменте этих открытий новую профессию, альтернативную клинической психиатрии. Тем самым они разрешили психофизическую проблему, обусловившую кризис психиатрии начала ХХ в., практически.